Томские учёные разработали экологичное авиатопливо из биосырья

suntree

 

Российские ученые разработали новые образцы авиационного биотоплива для гражданской авиации. Это топливо было получено из комбинации растительных масел и промышленных отходов нефтеперерабатывающих заводов. Отличаясь высокой термоокислительной стабильностью и легкостью дистилляции, оно демонстрирует устойчивость к окислению, по сравнению с традиционными топливами. Лабораторные испытания подтвердили его соответствие основным авиационным стандартам. Описание работы было представлено на XXII Менделеевском съезде, как сообщает пресс-служба Томского политехнического университета.

Производство биотоплива осуществлялось с использованием методов каталитического крекинга, гидрокрекинга и синтеза Фишера — Тропша. Среди использованного сырья были такие масла, как талловое, рыжиковое и рапсовое, а также отходы кулинарных масел, в сочетании с нефтяными остатками. В будущем планируется расширение ресурсной базы.

«Сейчас речь идет о синтезе лишь нескольких десятков миллилитров керосина. Биотопливо сначала получают в виде промежуточного продукта, который затем проходит фракционирование для извлечения керосиновой фракции. Данный объем позволяет определить ключевые физико-химические свойства продукта. Одной из отличительных черт нашего биотоплива является низкое содержание ароматических компонентов, что снижает образование сажи и загрязняющих выбросов», — пояснил профессор Дмитрий Глушков из Томского политехнического университета.

Новое биотопливо обладает несколькими преимуществами: оно снижает экологическую нагрузку на окружающую среду, отличается простотой синтеза и улучшенной термоокислительной стабильностью. При этом оно полностью соответствует стандартам, предъявляемым к традиционным топливам.

Кроме того, использование смесевого сырья позволяет эффективно использовать отходы нефтепереработки.

«Главная задача — полная совместимость биотоплива с современной авиационной промышленностью. Биотопливо должно соответствовать требованиям, предъявляемым к традиционному топливу. Наш продукт имеет лучшие показатели термоокислительной стабильности, что уменьшает процессы окисления во время полета. Также биотопливо характеризуется более эффективной дистилляцией», — добавил Дмитрий Глушков.

Образцы биотоплива прошли тестирование на лабораторных стендах для оценки характеристик воспламенения и горения. Результаты оказались сопоставимыми с характеристиками традиционного топлива.

Учёные продолжают аналитические исследования, стремясь выявить наиболее перспективные образцы, которые могут конкурировать с углеводородными топливами. В будущем планируется наработка больших объемов продукта и проведение испытаний на малогабаритных авиационных двигателях.