За последние пять лет мировое производство масличных культур увеличилось на 13%, достигнув 557 млн тонн. Лидирующие позиции сохраняет соя, чьи объемы выросли на 14%. Следом идет рапс с 13-процентным приростом. Подсолнечник же показал более скромные темпы — всего 5%, выйдя в текущем сезоне на уровень 51,1 млн тонн. При этом динамика производства масличных носит волнообразный характер: в отдельные периоды наблюдаются спады по подсолнечнику и рапсу.
В то же время Международный совет по зерну скорректировал оценку мирового производства подсолнечника в текущем сезоне, снизив ее на 1 млн тонн — до 50,1 млн. Это на 12,4% меньше результатов предыдущего сезона и является самым низким показателем за последние четыре года. В противовес этому, в мартовском отчете USDA (Министерства сельского хозяйства США) прогноз по подсолнечнику, напротив, увеличен на 0,9 млн тонн и теперь составляет 52,0 млн.
В России (без учета новых регионов) объем выпуска масличных культур опережал общемировые тенденции и за пять лет вырос на 43%. Аналогично глобальным трендам, самую высокую динамику показали рапс (рост 64%) и соя (81%). Подсолнечник прибавил 27%. По уточненным данным OleoScope, совокупное производство основных масличных в стране в прошлом году достигло 29,9 млн тонн. Прогнозы на 2025 год варьируются от 31,8 млн тонн в пессимистичном сценарии до 34 млн — в оптимистичном.
Если смотреть на распределение посевных площадей, то рапс демонстрирует наиболее внушительный рост и увеличился почти вдвое — с 1,5 млн га до 2,7 млн га, в основном за счет регионов Сибири. Площади под соей выросли за пять лет на треть и, по прогнозам, достигнут рекордных 4,3 млн га в этом году, чему способствует растущий внутренний спрос в кормовом и пищевом секторах. Подсолнечник за тот же период прибавил 15%, достигнув 9,8 млн га (или 10,85 млн га с учетом новых территорий). Лен пока остается нишевой культурой, однако имеет все шансы расширять присутствие: несмотря на временное сокращение в 2023-м, совокупный прирост площадей за пять лет составил 37%, до 1,7 млн га. Более того, с 2018 по 2022 годы выпуск льна увеличился в 3,2 раза, а стоимостный объем экспорта вырос в 3,8 раза.
Главный мотив для выращивания масличных — их рентабельность, которая остается высокой несколько сезонов подряд. Так, в прошлом году отпускные цены на маслосемена оказались на 9–10% выше, чем в 2023 году, при этом себестоимость выросла лишь на 6%. В итоге средняя рентабельность по группе масличных держится на уровне 42%, тогда как у пшеницы она не превышает 5%. При этом до трети себестоимости приходится на семена и посадочный материал; отечественные гибриды масличных показывают хорошую урожайность и относительно невысокую стоимость, что дополнительно повышает маржинальность культуры. По итогам 2024 года рентабельность подсолнечника составила 60%, сои — 35%, рапса — 30%. А в целом по сельскому хозяйству этот показатель достиг 18% (против 19% годом ранее).
На международном уровне экономическая эффективность масличных культур примерно одинакова: несмотря на различия в конечной цене у производителей, итоговая прибыль (за вычетом затрат) сопоставима. Введение экспортных ограничений на сырьевые маслосемена и расширение перерабатывающих мощностей способствует сохранению стабильного спроса, который, судя по прогнозам, будет только расти.
Среди постсоветских стран Украина традиционно занимает второе место по производству масличных с долей свыше 40%. Однако посевы там постепенно сокращаются, что отражается и на цифрах: прогнозируемое снижение производства подсолнечника в текущем сезоне — 16,7%. Рапс, по оценкам, потеряет около миллиона тонн (с 4,75 млн до 3,75 млн). Показатели по сое пока остаются неоднозначными. В экспорте Украина в основном ориентирована на страны Евросоюза, однако с учетом введенных пошлин со стороны Китая и США на канадскую канолу возникли дополнительные сложности в сбыте. Для канадского рапса одной из ключевых альтернатив становится ЕС, который, по прогнозам, может импортировать рекордные 7,3 млн тонн в нынешнем сезоне, причем 1,4 млн из них могут прийтись на Канаду.
Роль Казахстана в мировом выпуске масличных невелика, однако правительство республики активно поощряет рост площадей под этими культурами, подчеркивая их высокую маржинальность и благоприятные условия для сбыта — в частности, в страны Средней Азии и Китай, где у России уже закреплено лидерство. Согласно госпрограмме развития АПК Казахстана, долю масличных в севообороте планируется довести до 30%. Самые активные темпы в республике в последние годы демонстрируют подсолнечник и лен. За десятилетие общие площади масличных выросли на 67%, а валовой сбор увеличился в 1,5 раза. При этом посевы подсолнечника за последние пять лет почти удвоились.
Сводные данные по странам БРИКС подтверждают доминирование России в сегменте подсолнечника: на ее долю приходится 89% мирового производства этой культуры. Учитывая госпрограммы по расширению доли масличных в севообороте и и без того мощные позиции в подсолнечнике, Россия вполне способна увеличить свою долю как в выпуске масличных, так и в их глубокой переработке, ориентируясь на рынки стран Союза.
Кроме того, поступают сигналы, что производство пальмового масла стагнирует, в то время как глобальный спрос на растительные масла остается высоким. Импортерам, вероятно, придется диверсифицировать поставки в пользу других видов масличных, что будет стимулировать их выращивание по всему миру. Так как выращивание масличных в России остается рентабельным, а перерабатывающие предприятия обеспечивают устойчивый спрос, аграрии могут смело увеличивать посевные площади. Прибыль гарантируется не только от подсолнечника, но и от сои, рапса, а также пока еще нишевого льна.