Мировое потребление оливкового масла на пути к восстановлению

Согласно статистическим данным Международного совета по оливкам (International Olive Council, IOC), ожидается, что в грядущем сезоне 2024/25 глобальный уровень потребления увеличится на 10 процентов по сравнению с предыдущим сельскохозяйственным годом.

Если эти прогнозы подтвердятся, это будет означать существенный подъем после снижения на 2,6%, отмеченного в 2023/24 году по отношению к сезону 2022/23.

Ожидается, что совокупное мировое потребление в 2024/25 сельскохозяйственном году превысит 3 064 500 метрических тонн, тогда как в 2023/24 году оно предположительно составило около 2 780 000 тонн.

Примечательно, что за последние шесть сезонов в ряде стран-производителей оливкового масла наблюдались заметные колебания уровня внутреннего потребления.

По оценкам IOC, Испания, крупнейший производитель оливкового масла в мире, демонстрирует непрерывную тенденцию к снижению спроса на внутреннем рынке, при этом потребление остается ниже 500 000 тонн, начиная с 2022/23 сезона.

В частности, Испания израсходовала 519 000 тонн оливкового масла в 2019/20 году, 541 000 — в 2020/21 и 580 000 — в 2021/22. Однако в 2022/23 сезоне объем упал до 363 000 тонн на фоне экстремальных погодных условий, которые серьезно ударили по производству и спровоцировали рост цен во всем Средиземноморье.

С тех пор потребление демонстрирует плавное восстановление: по оценке IOC, оно составит 402 000 тонн в 2023/24 году и может достичь 460 000 тонн в 2024/25 году.

Хотя данные цифры все еще отстают от рекордного показателя 580 000 тонн, достигнутого в 2021/22 году, они соответствуют среднему уровню за десятилетний период в 483 850 тонн.

Италия, как один из крупнейших производителей оливкового масла, на протяжении последних пяти сезонов сохраняла относительно стабильный уровень внутреннего спроса — в среднем 426 000 тонн.

Тем не менее, в прогнозах IOC на 2024/25 год заложено снижение примерно на четыре процента. Если предположения подтвердятся, Италия впервые опустится ниже отметки в 400 000 тонн потребления — до предполагаемых 395 000 тонн.

Таким образом, если эти цифры окажутся верными, сокращение потребления оливкового масла в Италии продолжится третий сезон подряд.

В целом, в рамках Европейского союза совокупное потребление оливкового масла в 2024/25 сельскохозяйственном году, по прогнозам, превысит 1 326 000 тонн, что на семь процентов выше, чем в предыдущем сезоне.

«В последние годы в Европейском союзе наблюдается отрицательная динамика в уровне потребления оливкового масла», — отметили в IOC.

«Несмотря на то что за период с 1990/91 сельскохозяйственного года мировое потребление почти удвоилось, доля стран ЕС в глобальном показателе сократилась с более чем 70 процентов в 2004/05 году до примерно 45 процентов в последние сезоны», — сообщили в Совете.

Среди других ключевых стран-производителей только в Алжире (-1 процент) и Египте (-11 процентов) IOC прогнозирует уменьшение показателей потребления.

Наиболее крупные импортеры, по прогнозам, продолжат увеличивать закупки оливкового масла. Так, в Соединенных Штатах ожидается, что спрос вырастет на восемь процентов в 2024/25 году по сравнению со средним показателем за последние пять лет.

Прогноз для Китая и Австралии также указывает на существенный прирост стоимости импорта оливкового масла.

Интересен рост потребления в Турции: в 2024/25 году, по оценкам, показатели окажутся на 21 процент выше среднего уровня за пять лет.

Ожидается, что Турция значительно нарастит производство оливкового масла в текущем сезоне, что позволит ей войти в группу крупнейших мировых производителей.

Между тем, мировой спрос на столовые оливки, по прогнозам, останется относительно стабильным, достигнув в 2024/25 году показателя в 3 000 000 тонн против предполагаемых 2 900 000 тонн в сезоне 2023/24.

IOC подчеркивает, что в последние три десятилетия ряд государств ощутимо нарастил производство столовых оливок.

С 1990/91 сельскохозяйственного года в Египте выпуск столовых оливок вырос с 11 000 до 520 000 тонн в 2023/24 году. За тот же временной промежуток Алжир увеличил производство с 14 000 до 285 000 тонн, а Турция — со 110 000 до 350 000 тонн.

В своем последнем обзоре рынка IOC также анализировал динамику цен и отметил несколько любопытных факторов.

Одним из ключевых наблюдений стало заметное колебание цен на оливковое масло на заводах. На крупных рынках — в Хаэне (Испания) и Ханье (Греция) — пиковые значения, зафиксированные в период с октября 2022 года по октябрь 2023-го, ощутимо снизились.

К октябрю 2024 года стоимость оливкового масла на этих двух рынках заметно упала. Если тенденция сохранится, цены в Испании и Греции могут опуститься ниже 400 евро за 100 килограммов.

Однако итальянский рынок демонстрирует яркий контраст.

В Бари стоимость оливкового масла держится на уровне 950 евро за 100 килограммов, находясь близко к рекордным значениям 2023 года. Это совпадает с крайне сложным сезоном для итальянских производителей.

Экспорт оливкового масла из Туниса, по данным издания Olive Oil Times, вероятно, достигнет максимума за последние пять лет на фоне стабильного восстановления урожая.

По оценкам Министерства сельского хозяйства Туниса, объем производства в 2024/25 МГ может достичь 340 тысяч тонн, что станет самым высоким результатом с рекордного показателя 440 тысяч тонн в сезоне 2019/20. Вследствие этого Национальное управление по оливковому маслу Туниса (ONH) предполагает, что экспорт возрастет на 50%, достигнув примерно 300 тысяч тонн.

В то же время снижение внутренних цен вызывает у аналитиков сомнения, что экспорт повторит рекордные 5,16 млрд тунисских динаров (1,56 млрд евро), зафиксированные в сезоне 2023/24.

«Наша страна прилагала значительные усилия, благодаря чему объем экспорта расфасованного масла достиг 28,6 тысяч тонн, что составляет 15% от общего показателя», — сообщил Салем Фурати, вице-президент Ассоциации международных исследований (штаб-квартира организации находится в Тунисе).

Фурати подчеркнул необходимость официального сотрудничества с Евросоюзом, который в 2022/23 МГ закупил 176 тысяч тонн тунисского оливкового масла. Тем не менее, он также обозначил ряд вызовов для отрасли: «Несмотря на то что цены на нашу продукцию ниже, чем в ряде европейских стран, они будут постепенно расти, принося пользу фермерам. Однако стоимость экспортируемой продукции должна оставаться несколько ниже европейской, чтобы избежать рыночных дисбалансов, наносящих ущерб всем участникам отрасли».

Ранее представители тунисского бизнеса заявляли о планах занять до 10% российского рынка оливкового масла.

Следующая запись
Цены на сахар сдвинулись с «мертвой точки», хотя пока колебания невелики
Предыдущая запись
Новая конкуренция и точки роста: как санкции повлияли на работу с агробизнесом?