25 апреля на приграничной станции Алашанькоу прошли переговоры между железнодорожными операторами Казахстана и Китая, направленные на увеличение экспорта растительных масел, шрота и жмыха. Встреча объединила представителей министерств двух стран, руководство Национальной Ассоциации переработчиков масличных культур (НАПМК) и китайских импортёров, сообщает «АПК-Информ».
Кайрат Жумабаев, представитель АО «НК «КТЖ»», акцентировал, что переход Достык-Алашанькоу — ключевой маршрут для поставок масел, демонстрирующий стабильный рост грузопотока. В 2024 году через два терминала (действующий на станции и новый в бондовой зоне) перевезено 183 тыс. тонн продукции — на 10% больше, чем в 2023-м. К 23 апреля 2025 года объём перевалки достиг 71 тыс. тонн (+30% к аналогичному периоду прошлого года), из которых 66 тыс. тонн обработано через старый терминал.
Глава НАПМК Ядыкар Ибрагимов заявил, что казахстанские производители планируют к 2025 году нарастить экспорт растительного масла до 500 тыс. тонн ежегодно, параллельно увеличив поставки шрота и жмыха. Однако реализация этих планов требует модернизации инфраструктуры перехода. Основным барьером для трёхкратного роста объёмов Ибрагимов назвал неэффективное использование нового терминала из-за дублирующих процедур: двойного декларирования и проверок качества.
Стороны договорились запустить новый терминал уже в мае 2024 года, что позволит утроить перевалку грузов. По итогам переговоров АО «НК «КТЖ»» и китайская «Урумчийская железная дорога» подписали протокол, закрепляющий планы по оптимизации логистики и устранению административных барьеров.
Этот шаг укрепит позиции Казахстана как ключевого экспортёра масложировой продукции в Китай, а также повысит конкурентоспособность транзитного коридора в условиях растущего спроса на растительные масла в Азии.